Исходя из основной цели и задач ДОУ на 2016-2017 учебный год
основными целями и задачами образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - Музыка являются:
• Средствами музыкального воздействия формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности
• Воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
• Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
• Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой музыкальной деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Методы и способы работы
Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях использую различные методы: наглядный, словесный и практический.
• Наглядный метод может быть наглядно-слуховым (исполнение музыки) и наглядно-зрительным (показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий). Музыка звучит как в "живом" исполнении, так и в записи. Использование записи позволяет мне подобрать самую разнообразную музыку - от детских песен, народных мелодий до эстрадных и классических произведений в оркестровом исполнении. Это расширяет кругозор детей, развивает художественный вкус. Следует отметить ещё одно важное преимущество фонограммы. Всем известно непроизвольное «приспособление» аккомпанемента к движению. Желая помочь детям (и, как правило, совершенно невольно), музыкальный руководитель ускоряет или замедляет темп, дополняет лишними аккордами вступление или заключение музыкального произведения. Такая «помощь» исключена при использовании фонограммы, и это способствует более внимательному вслушиванию в музыку, концентрации слухового внимания. Зрительная наглядность имеет также большее значение, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы , близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Приемы применения зрительной наглядности (картин, рисунков, цветных карточек, игрушек) рассмотрю ниже.
• Широко применяю словесный метод. С помощью интересной беседы детям прививается любовь к музыке, расширяются представления о некоторых явлениях действительности, обогащается их внутренний мир, чувства, формируются нравственные качества, интересы.
• Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, сочетаю восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.
• Движения успешно использую как приемы, активизирующие осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.
Использую следующие приёмы:
• Показ с пояснением. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Все пояснения, описание игровых ситуаций должны быть немногословными и очень точными, емкими, яркими
• Игровые приемы. Делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность. Это использование игрушек, картин, иллюстраций, дидактических игр, игровой прием «эхо», «мои руки, ¬ваши-ноги»
• Приём погружения в музыку. Воплощение в движениях музыки, с которой дети впервые знакомятся на занятии.
Основными направлениями работы музыкального руководителя в ДОУ являются:
1. Образовательная область художественно-эстетическое развитие (Музыка)
2. Организация и проведения праздников и досугов
3. Взаимодействие с педагогами и воспитателями ДОУ
4. Взаимодействие с родителями детей
5. Работа с детьми среднего и низкого уровня по результатам мониторинга
6. Работа с одаренными детьми
7. Кружковая работа
8. Методическая работа
9. Самообразование и самосовершенствование.
Планируемые мероприятия:
1. Образовательная область.
92 занятия в год в средней и старшей группах:
20 минут – средняя группа, 30 минут - старшая группа
Формы проведения НОТ в ДОУ
№ |
Виды НОТ |
Содержание заданий |
1 |
Комплексное занятие |
На одном занятии используются разные виды деятельности и искусства: художественное слово, музыка, изобразительная деятельность и другие |
2 |
Тематическое занятие |
Занятие посвящено конкретной теме, например, «Что такое дружба?» может быть комплексным |
3 |
Экскурсия |
Организованное целевое посещение отдельных помещений детского сада, библиотеки, ателье других объектов социальной инфраструктуры района |
4 |
Интегрированное занятие |
Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного. |
5 |
Занятие – творчество |
Словесное творчество детей по технологии ТРИЗ «Сочиняем сказки «наизнанку», « придумаем несуществующее животное. Растение» |
6 |
Занятие – посиделки |
Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности |
7 |
Занятие – сказка |
Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой |
8 |
Занятие – путешествие |
Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети |
9 |
Занятие – конкурс |
Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» , «Форд Боярд» «Умники и умницы» и другими |
10 |
Занятие – беседа |
Беседы с детьми о труде взрослых, на этические и другие темы |
11 |
Комбинированное занятие |
В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т.д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики р/р, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.) |
2. Организация и проведения праздников и досугов.
Название праздников, досугов и развлечений |
группа |
сроки |
«День именинников» развлечение |
Все дети |
Осень, зима, весна, лето |
«Здравствуй,Осень золотая» праздник |
Ср. и ст.группы |
октябрь |
«Мамочка, мамулечка, я люблю тебя!» музыкально- развлекательная программа |
Ср. и ст.группы |
ноябрь |
«Бабушка рядышком с дедушкой» поздравительный концерт |
Ст.и мл. группы |
октябрь |
«Новый год на порог!» утренник |
Ср. и ст.группы |
декабрь |
«Ёлочка- красавица, приходи ещё»развлечение |
Ср. и ст.группы |
январь |
Ко дню Защитника отечества музыкально развлекательная программа для пап |
Ст.и мл. группа |
февраль |
«День национальной культуры» развлечение |
Ср. и ст.группы |
февраль |
«Мама – первое слово в нашей судьбе» утренник |
Ср. и ст.группы |
март |
«Здравствуй, Масленица» спортивно- музыкальное развлечение |
Ср. и ст.группы |
март |
«Земли наш общий дом» экологический досуг |
Ср. и ст.группы |
апрель |
«Тукай бейреме» праздник |
Ср. и ст.группы |
апрель |
Ко Дню пожарной охраны развлечение |
Ст. группа |
30 апреля |
«День Победы порохом пропах» праздник |
Ср. и ст.группы |
май |
«Прощай, наш любимый детский сад» развлечение |
Ст группа |
май |
«День защиты детей» развлечение |
Все группы |
1 июня |
«Сабантуй» спортивно – музыкальный праздник |
Все группы |
июнь |
3. Взаимодействие с педагогами и воспитателями ДОУ:
№ |
Мероприятие |
сроки |
1. |
Консилиум педагогов по вопросам планирования работы на год, по вопросам диагностики детей, выявлению одаренных детей, детей с низким уровнем развития и работы с ними |
В начале года |
2. |
Календарно- тематическое планирование музыкальных занятий, составление совместных планов. |
Весь год |
3. |
Подготовка и проведение праздников и развлечений согласно годовому плану |
Весь год |
4. |
Взаимные посещения занятий и режимных моментов. |
Весь год |
5. |
Консультации в области музыкального воспитания детей (по мере возникновения вопросов) |
Весь год |
6. |
Проведение мастера-класса по теме «Формирование вокальных навыков на начальном этапе работы над постановкой детского голоса» |
октябрь |
7. |
Выступление на педагогическом совете и пед.слушаниях с темами «», «Оздоровительная работа на музыкальных занятиях» |
Согласно срокам общего годового плана ДОУ |
Тематика консультаций:
«Оздоровление на музыкальных занятиях»
«Музыкальность в ребенке»
«Развитие творческих способностей детей 5-7 лет через театрализованную сказку в процессе музыкального воспитания.»
«Проектная деятельность»
4. Взаимодействие с родителями детей
№ |
Мероприятия |
Сроки |
1. |
Анкетирование по темам музыкальной культуры, образования и развития |
2 раза в год |
2. |
Беседы, диалоги на родительском собрании |
1 раз в квартал |
3. |
Консультации по музыкальному развитию |
В течение года |
4. |
Участие в совместных выставках творческих работ |
В течение года |
5. |
Информационные бюллетени, памятки |
В течение года |
6. |
Тематика бесед, информационных буклетов и методических выставок
1. Игра и музыка — источники эмоционального контакта с ребенком.
2. Слушаем музыку.
3. Роль колыбельной песни в речевом развитии ребенка.
4. Музыка и здоровье.
5. Особенности постановки голоса ребенка.
6. Домашнее музицирование.
7. Музыка на семейных праздниках.
8. Музыка в повседневной жизни ребенка |
|
7. |
Участие в музыкальных утренниках и праздниках |
В течение года |
8. |
Мастер-класс для родителей. Тема: «Методы и приемы работы с детьми на музыкальных занятиях» |
ноябрь |
5. Работа с детьми среднего и низкого уровня по результатам мониторинга
Мероприятия |
сроки |
Мониторинг, отслеживание динамики развития музыкальных способностей |
Начало года, конец года |
Планирование работы |
начало |
Индивидуальные практические занятия по коррекции слуха и голоса, ритмического слуха, музыкально-ритмических движений и т.д. |
Весь год |
Ознакомительные беседы о музыке, композиторах, музыкальных инструментах и т.д. |
Весь год |
Выступления на праздниках и утренниках |
Согласно годовому плану |
Поощрения |
Весь год |
Работа с родителями (домашнее задание, домашнее музицирование) |
Весь год |
6. Работа с одаренными детьми:
Мероприятия |
сроки |
Мониторинг, выявление детей с высоким уровнем музыкальных способностей |
Начало года, конец года |
Планирование работы |
начало года |
Психолого-педагогическое сопровождение |
Весь год |
Ознакомительные беседы о музыке, композиторах, музыкальных инструментах и т.д. |
Весь год |
Выступления на праздниках и утренниках |
Согласно годовому плану |
Поощрения |
Весь год |
Работа с родителями (домашнее задание, домашнее музицирование) |
Весь год |
Музыкальное творчество |
Весь год |
7. Кружковая работа:
Мероприятия |
сроки |
Организационная работа (формирование группы, расписание занятий) |
Начало года |
Коррекция учебной программы на 1 год обучения |
Начало года |
Подбор песенного репертуара |
В течении года |
Занятия (выработка певческих вокальных навыков) |
66 занятия в течении года по 20 мин |
Участие группы в утренниках и концертах |
Согласно годовому плану |
Мониторинг |
Начало и конец года |
Отчетный концерт |
Конец года |
9. Методическая работа:
· Выступления в рамках педагогического просвящения: «Оздоровление на музыкальных занятиях», «Музыкальность в ребенке», «Развитие творческих способностей детей 5-7 лет через театрализованную сказку в процессе музыкального воспитания.»
· Выступления на ММО музыкальных руководителей
· Методические разработки музыкально-дидактических игр
· Методическая помощь в проведении досугов педагогов и воспитателей ДОУ
· Методические рекомендации по музыкально-творческой деятельности дошкольников, консультации по вопросам музыкального развития детей для воспитателей и родителей
· Разработка сценариев открытых тематических занятий, утренников, праздников, досугов и музыкальных развлечений.
· Оформительская работа. Работа с документацией.
· Разработка наглядных пособий (иллюстративного материала, презентаций) для образовательной области.
· Оснащение и обогащение методического кабинета методической литературой, дисками
10. Самообразование и самосовершенствование.
Тема саморазвития: «Вокальное исполнительство – как активная форма восприятия детьми музыкального искусства»
№ |
Содержание работы |
Печень мероприятий |
сроки |
1. |
1. Создание рабочей программы по формированию основ вокального исполнительства. |
Изучение передового опыта по постановке детского голоса, передовых технологий по формированию певческого дыхания, артикуляции, дикции и т. д. |
Весь период |
2. |
Перенятие передового опыта. |
Посещение открытых уроков, мастер- классов педагогов – практиков, консультации с педагогами – практиками. |
Весь период |
3 |
Работа с детским вокальным творческим коллективом |
• подбор репертуара для каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей
• занятия
• выступления на конкурсах разного уровня
• поощрения участников
• творческие и итоговые выступления
Диагностика результатов
|
Весь период |
4 |
Работа с родителями |
Консультации
Отчетные выступления
Выступления на родительских собраниях
Мастер- классы на тему «Формированию основ вокального исполнительства с разновозрасными детьми.»
|
Весь период |
5 |
Выступление на пед.советах и ГМО музыкальных руководителей |
Темы, согласно годовому плану |
Весь период |
6 |
Методическая работа |
Открытые занятия |
Согласно годовому плану |
7 |
Изучение детского современного вокального- исполнительского искусства |
Изучение детского репертуара
Отслеживание современных исполнителей
|
Весь период |
8 |
Изучение тенденций развития детского голоса |
певческое дыхания
артикуляция и дикция
атака звука
звуковедение
тембр звука
динамика
певческий диапазон
сценическое мастерство
|
Весь год |