Халимова Рузалия Миневалиевна
Мастер-класс: «Формирование вокальных навыков на начальном этапе постановки детского голоса»Ход мастера – класса: Вступление. Цель на начальном этапе постановки детского голоса – сформировать устойчивые навыки певческих составляющих. Задачи: 1. Научить правильно использовать певческий аппарат, запоминать ощущения при формировании певческого звука. 2. Развивать первоначальные навыки звукоизвлечения, звуковедения, формирования певческого дыхания, артикуляции, дикции… 3. Воспитывать исполнительскую культуру, эмоциональность, оригинальность. Поддерживать интерес к вокальному творчеству, радость исполнительства. Подбор детей в вокальную группу происходит согласно их природным задаткам, интересам. Вокальное творчество происходит индивидуально. 1. Когда человек хочет играть на каком-либо муз. инструменте, он обычно начинает с того, что ПРИОБРЕТАЕТ изготовленный мастером инструмент, соответствующий его потребностям по качеству и возможностям . Потом несколько лет учится на нём играть. Когда человек хочет петь, он почему-то сразу начинает ПЕТЬ, игнорируя стадии изготовления\приобретения инструмента и обучения технике владения этим инструментом... Певческий голос - это сложный инструмент, имеющий множество регистров и тембровых составляющих, вполне сравнимый с любым современным инструментом по сложности изготовления и овладения им! Процесс "выращивания" голоса можно сравнить с процессом "выращивания" дерева - он растёт и в высоту, и в глубину, и в толщину... И на это нужно время. И правильное обращение. Сложность в том, что голос - это инструмент, "встроенный" в тело человека. Поэтому вместе с голосом необходимо совершенствовать и тело, следить за правильным питанием, соблюдать режим сна и гигиены... После тренировачно- разминочных упражнений с языком: · Круговое движение языка, · Движение «часики» · Движение «облизывание варенья» · Игра в кукушку · «Лошадки» · «Покусаем язычок» И т.д
Я перехожу к этапу работы над певческой артикуляцией. Цель работы – раскрепощение челюсти и формирование свободного произнесения гласных «о», «э», «у», «а», используя естественные проявления: «Шел зайчонка мимо речки И увидел мишку в речке Удивился зайка – «О-о-о» Ты здесь делаешь чего-о-о? - Рыбку я с утра ловлю И поймать я не могу У-у-у -Эй, - сказал он Мишке -Эй, Мишка, вылезай скорей -Мишка, мокрый ты - ага- а-а Намочил себе бока-а-а Рыбку ловят на крючо-о-ок. Иль хотя бы на сачо-о-о-ок » Использование дидактической игры «Какой звук?» так же способствует закреплению навыков формирования певческой артикуляции и крупной дикции. Так же, я активно использую отражение в зеркале данной гласной. Эту музыкально- дидактическую я чередую с упражнением «Устойчивого удержания гласной в нужной позиции». В данном упражнении начинающий вокалист сам себя проверяет путем нажатия пальцем щеки Попевка: «Со-со-со, покатилось колесо Са-са-са-са у норы сидит лиса-а-а» Задача обучения начинающего вокалиста - научить его правильно дышать, создавая воздушный поток. В связи с этим, я использую ряд игр: «Испугай меня», «Плаваем под водой». Смысл данного упражнения-игры в том, что дети, набирая воздух полными легкими, «ныряют под воду» и выпускают минимальное ровное количество воздуха равномерно расходуя воздушный запас. Необходимо удерживать объем легких. Данное упражнение, а именно удержание объема легких в заданном положении вдоха, целесообразно перенести на попевку «В лесу живет А-у». Попевка пропевается по полутонам. Попевка «Кошкин праздник». «Кто сидит там?» звукоряд способствует закреплению навыков формирования звукоизвлечения, звуковедения, формированию певческого дыхания, артикуляции, дикции… Музыкальный репертуар подбирается и заранее раздается (+ и -) индивидуально. В связи с этим проводится работа по сотрудничеству с родителями. Текст песен родители разучивают дома самостоятельно В заключении распевании происходит работа над музыкальным репертуаром: · Разбор характера звучания · Смысл и содержание, основная идея песни · Музыкальная форма (куплетная) · Разбор сложных непонятных по смыслу слов в тексте · Разбор сложных интонационных, артикуляционных, дыхательных моментов · Разбор особенностей сопровождения песни Работа над репертуаром происходит пофразно, акцентируя внимание ребенка на окончания фраз на уже знакомые гласные. Темп - чуть замедленный, чем оригинал. Чувствуя форму и зная кульминационные места произведения, учащийся будет осознанно работать над своим исполнением и, как результат, сумеет передать художественно - эмоциональный образ и идейный замысел авторов вокального произведения. Вся дальнейшая работа над вокальным произведением должна быть направлена на усовершенствование вокально-технических навыков, на отшлифовку исполнительских умений, на развитие творческих способностей, на приобретение вокального мастерства ребенка. Список литературы
1. А.Г. Менабени «Методика обучения сольному пению» М.: Просвещение, 1987 2. Н.М. Малышева "О пении". М.: "Сов. Композитор", 1988 3. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/)
12 сентября 2016 в 10:06
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.