Халимова Рузалия Миневалиевна
Весеннее настроение в музыкальном творчестве композиторов.Цель: создание условий для активного эмоционального восприятия музыкального образа, формирования музыкального самосознания и развития музыкально - творческих способностей; обеспечение психо-эмоционального благополучия Задачи: · Средствами музыки совершенствование эстетического восприятия детьми окружающей действительности, явлений природы; обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, а именно, музыки · Обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения; умение использовать в пении и анализе музыкального произведения полученные ранее знания о музыкальной форме, средствах музыкальной выразительности и т.д. · Через атмосферу гуманного и доброжелательного отношения к воспитанникам, воспитывать в них общительность, доброту, любознательность, инициативность, стремление к самостоятельности и творчеству.
Наглядность: иллюстрации весенних пейзажей, портреты композиторов Чайковского, Вивальди, Ф.Яруллина, С. Сайдашева, записи голосов птиц, журчания ручья.
Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Апрель», Ан.Вивальди «Весна» С.Рахманинов «Весенние воды», Ф.Яруллин отрывок из балета «Шурале», татарская народная песня «Умырзая (Подснежник)», «Песня о дружбе», Песня «Подснежник» музыка и слова Г.Крайневой.
Оборудование: ПК, видеопроектор, экран, светотехника, бутафорские деревья, озеро, заготовки из картона, салфетки белого цвета, клей, атрибуты для танца – голубые ленты, костюм лесной феи.
Методы: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, показ с пояснением, игровые приемы, прием погружения в музыку
Художественно-педагогическая идея: «Пойми живой язык природы, и скажешь ты: прекрасен мир!» И.С. Никитин
Ход НОД: Звучит отрывок музыки « Сказочный лес» ком. Ф Яруллина из балета «Шурале». Дети заходят и попадают в «сказочный лес» из бутафорских деревьев и травы, на «деревьях и траве» лежат голубые ленты для танца. Слышится запись звуков дятла: Музыкальный руководитель (МР) в одежде лесной феи: -Здравствуйте, ребята. Какими удивительными волшебными звуками наполнен этот таинственный лес. Дятлы морзянку стучат по стволам: "Слушайте, слушайте! Новость встречайте! С юга весна приближается к нам! Кто еще дремлет? Вставайте, вставайте!" - Послушайте, что еще хочет вам сказать этот сказочный лес? (Звучит запись пения птиц и журчание ручья)
Дети: Птицы поют, ручейки журчат, лес встречает весну.
МР: Вот прилетели лесные питомцы, Свист и возню на деревьях подняв. Старые пни, шапки белые сняв, Желтые лысины греют на солнце. _ Ребята. Это весенний лес здоровается с вами, давайте и мы поприветствуем его своим красивым пением. Упражнение - распевание «Здравствуй лес! Вот я здесь! А-у-у» Ребенок – солист поет: «Здравствуй лес! Вот я здесь!» Все пропевают в виде эха «Здесь- здесь-здесь-здесь» Ребенок – солист поет: «А-у» Все пропевают в виде эха: «А-у, а-у, а-у,а-у»
МР говорит, прислушиваясь к звукам журчания ручейка: Слышите! Ветер тропинкой лесной пробежал, Почки дыханьем своим пробуждая, Снежные комья с деревьев сметая, К озеру вышел и тут заплясал.
- Где же снежные комья? (Приглашает взять скрученные голубые ленточки)
Звучит музыка «Весенние воды» С.Рахманинова. Дети танцуют танец с лентами вокруг «голубого озера», изображая характер и образ весеннего ручья.
МР: Какой славный у нас получился ручеек! А куда он нас привел? Расступился лес, открыв Озеро большое, И в воде его блестит Небо голубое… - А что же это здесь такое растет? (обращает внимание на «растущий у берега» белый цветок) У занесённых снегом кочек, Под белой шапкой снеговой, Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой. Дети: Подснежник – самый ранний цветок
МР: Правильно! Ой, а он что- то шепчет, давайте прислушаемся. Звучит татарская народная песня «Умырзая (подснежник)» - Ребята, как вы считаете, судя по услышанному, какое у него настроение, как он себя чувствует? Дети: Ему грустно, печально, ведь музыка звучит задумчиво, лирично. МР: А в чем причина, как вы думаете? (Варианты ответов детей) - А разве радостно быть одному? Но где же мы ему друзей найдем? Давайте мы их вырастим своими руками.
МР раздает детям заранее приготовленные заготовки из картона в виде стебля и белые и голубые бумажные салфетки. Дети садятся за столы и выполняют склеивание бумажных деталей цветка. Во время творческой работы звучит произведение П.И.Чайковского «Апрель. Подснежник». На экране слайды о весне.
МР обращает внимание детей на то, изменится ли настроение произведения. Готовые «подснежники вырастают на берегу озера». Дети рассказывают о том, как изменился характер произведения.
Дети: Он стал светлым, легким, игривым…
МР: А почему?
Дети : Потому-что их стало много им вместе не скучно
МР: Веселый апрель улыбнулся, Запел, загалдел, заиграл, От шума подснежник проснулся И на проталинке встал. Запахло, повеяло прелью, Чуть слышно подснежник твердил: «Спасибо апрелю, спасибо За то, что меня разбудил».
МР: Что же мы еще можем сделать для подснежника?
Ребенок: Спеть песенку. МР предлагает обогатить звучание каким - либо по выбору ребенка детским музыкальным инструментом (маракас, треугольник, барабан, металлофон, колокольчик . Почему он выбрал именно этот инструмент?
Ребенок: Больше всего подходит колокольчик и треугольник, потому, что он издает хрустальный звук.
Дети исполняют.
(репродукция подснежника ) МР прикладывает ухо к подснежнику: - Подснежник мне прошептал, что и вы дружить умеете. Какими движениями вы можете изобразить дружбу? Дети показывают и рассказывают, как бы они изобразили в танце дружественную встречу, беседу, ликование. Под музыку детской песни «Песенка о дружбе» из Барбариков дети выполняют танец «Мой друг». Итог занятия: МР: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? ( О весне) Как характеризует музыка это время года? (Она светлая, игривая, радостная, солнечная) Какие чувства вы испытываете, слушая такую музыку? (Радость, прилив энергии) Зима недаром злится, Прошла её пора - Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё нудит зиму вон - И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. - Я вам желаю, что бы вы больше находились на природе, слышали музыку в шелесте листвы и в пении птиц, в журчании капели и шорохе травы. Пусть в вашей душе царит доброта. Звучит музыка Ан. Вивальди «Весна» Дети выходят из музыкального зала. 12 сентября 2016 в 08:29
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.